Лесная серия - Cтраница 5
Скульпторы - С. Коненков
Оглавление
Лесная серия
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

Зато уж силища у этих богатырей такая, что горы способна свер­нуть. И если она, эта сила, соединится с гневом и решимостью отчая­ния исстрадавшейся Нищей братии, с вольнолюбивостыо Бурлака, с душевной цельностью иных героев «лесной серии» — такие вот богатыри смогут стать «мстителями суровыми», чья могучая энергия разрядится грозовыми раскатами. Пожалуй, в «богатырской симфо­нии» Коненкова такая мелодия была ведущей.

Наконец, в ту же серию входят образы крестьян-мстителей, прав­доискателей, столь часто встречающиеся в творчестве Коненкова. Напомню, что одна из первых работ скульптора, созданная в 1898 го­ду и изображавшая погруженного в думы крестьянина, так и назы­валась — «Мыслитель». Несомнено, в своем роде философы и все упоминавшиеся лесные «старички». Но особенно глубоко и сильно эта тема решена в композиции «Дядя Григорий» (1916). Ее прото­типом был любимец и друг Коненкова Григорий Александрович Ка-расев, домоправитель особнячка скульптора на Большой Пресне (1914-1923).

По своим композиционным принципам эта сделанная в полный рост фигура близка и «Вещей старушке» и «Нищей братии» — такой же блок «раскрытого» древесного ствола, уже привычный нам длин­ный гладкий посох в центре, который служит опорой руке и подчер­кивает вертикальный ритм композиции. Однако здесь нет никакой сказочности; это портретная статуя в самом строгом смысле слова, ее психологические задачи очевидны.

У «Дяди Григория» простое крестьянское лицо, изможденное и остроскулое. Вместе с тем в нем ясно чувствуется подлинное духов­ное благородство. Прорезанный тонкими морщинами высокий крутой лоб, усталый взгляд из-под приспущенных век, общее выражение спокойного, сосредоточенного размышления — все это убеждает в ду­шевной чистоте и в незаурядной силе мысли «Дяди Григория». Его недюжинный ум, очевидная способность серьезно, основательно осо­знать свой богатый и разносторонний житейский опыт внушают ува­жение. И если не слишком вдумчивому зрителю лесные старички могли показаться всего лишь занятной экзотикой, то уж этот образ любого настроит на серьезный лад, заставит увидеть в изображен­ном пожилом крестьянине проницательного, глубокого судью жизни, от которого не утаишь правду.

Итак, диапазон работ «лесной серии» Коненкова — от сказочных метафор до жанровых и психологических образов. Древние традиции и острейшее чувство современности тут смыкаются и переплетаются. Скульптор не просто возродил в русском ваянии его древнюю тради­цию: он сразу же придал ей звучание новых дней. По меткому слову искусствоведа Д. Е. Аркина, «Коненков отправлялся к лесной старине не в поисках забытого «стиля», не путем умозрительного и в конеч­ном счете чисто книжного обращения к «примитиву». Любовь к де­реву как к пластическому материалу, зародившемуся на самой ран­ней заре русской культуры, ожила в художнике начала XX века вместе с исканиями неумирающего народного корня искусства — его эпического начала... эти образы древнего леса были в то же время и вполне современными образами. Ведь народные сказания и вымыс­лы продолжали жить не только как наследие прошлого, но и как поэтическое творчество настоящего. Древний миф перекликается с никогда не гаснущим мифотворчеством народа» . Вещие слова!

Да, было бы пустомыслием утверждать, что Коненков, вновь вве­дя в русскую скульптуру дерево как пластический материал, прибег­нул к стилизации, натолкнулся на удачную формальную находку... Ведь с Коненковым в скульптуру России пришли темы и образы, «живущие» в дереве. Сказки родных лесов и полей, чертушки, лешие, ведьмы, что мерещатся в переплетениях какого-нибудь дремучего бора, а вместе с тем — нищие, слепцы, калики перехожие — стра­дальцы старой России, воплощения ее мук и скорби; былинные бо­гатыри и крестьяне начала XX века — труженики, правдоискатели, бунтари, словом, совершенно неведомая ранее выставочной и музейной скульптуре сельская, народная Русь с ее прошлым и на­стоящим, горькой правдой будней и вечной надеждой на лучшее — вот что принес с собой «русский лес» С. Т. Коненкова. И для всех этих образов дерево оказалось естественной стихией, как слова род­ного языка. В руках мастера оно заговорило с удивительной свобо­дой, красочностью и совершенно особой выразительностью. Изобра­жал ли он лесных человечков или вполне реальных, современных крестьян — дерево было для этого наиболее подходящим, если не единственным материалом. Дерзко нарушающие академические ка­ноны и наставления анатомических атласов нарочито преувеличен­ные и деформированные руки и ноги, слитные, нерасчлененные объе­мы, путаные хитросплетения ритмического рисунка — ведь в мраморе или в гипсе все это выглядело бы по меньшей мере дико, а в дереве оказывается вполне допустимым. В этом материале легче воссоздать и неотесанную мужицкую натуру, и таинственность мира сказки, и несхожесть этого мира с обычными наблюдениями и впечатлениями.

Далее, в деревянной скульптуре можно легко, естественно запе­чатлеть ток жизни человеческого тела (что, разумеется, мыслимо и в мраморе, но в ином пластическом ключе). В большинстве вещей этого коненковского цикла обыгран мотив оживания дерева, бездуш­ная материя которого на глазах становится горячей, одухотворенной человеческой плотью. Что это — пантеизм, утверждение родственно­го единства всего сущего на земле? В какой-то мере да, но, может быть, гораздо более важной и значительной является здесь другая идея — стремление высвободиться из плена косности; противоборст­во глухим, темным силам, которые гнетут человека, сдерживают, ду­шат его лучшие порывы, не дают по-настоящему развернуться его творческой энергии. А эта образная идея противоборства — одна из самых основных в произведениях мастера.

Каждый пластический материал обладает особыми, неповторимы­ми выразительными возможностями. Скульптура из дерева — Конен­ков своими работами доказал это — может многое сказать зрителю не только объемными формами, общим силуэтным очерком, но и чи­сто линейным, графическим рисунком барельефных изображений. Когда Коненков режет дерево, он стремится к гармоничному сочета­нию двух этих начал. В «Стрибоге», «Нищей братии», «Дяде Григо­рии» и других вещах цикла форма трехмерна (хотя объемы очень часто не доведены до степени строгой, исчерпывающей законченнос­ти), она воспринимается лишь при круговом обходе скульптуры. Вместе с тем линейный ритм имеет здесь необычно большое значе­ние, а, например, плоский «фасад» «Старичка-полевичка» кажется лишь прорисованным в материале. Все эти особенности деревянных скульптур Коненкова придают им неповторимую характерность — и образную, и декоративную. Бесконечные попытки многочисленных подражателей как-то варьировать приемы мастера обычно кончались полным крахом — ведь Коненков интуитивно создавал для каждой новой скульптуры свою систему выразительности (которая, конечно, родственно связана с другими работами художника, но вместе с тем всегда единична, оригинальна). Такое свойство не переймешь, как ни усердствуй — это же не набор ремесленных навыков, а целостное художественное мышление и видение. С ним нужно родиться...



 

Домик для колодца

Домик для колодца с резными фигурами

Мы используем  скульптуру для оформления колодезных домиков.

Подробней...

Скульптура бензопилой

Новая услуга на derevorez.ru -

 

скульптура бензопилой

скульптура бензопилой

Подробней

Садовая мебель

Садовая мебель. Резное кресло медведь

Мы используем фигуры животных для изготовления садовой мебели.

Подробнее

Авторская скульптура

Авторская скульптура

Изображение в дереве известного футболиста и тренера Владимира Муханова. Авторсая скульптура..

далее

Резьба бензопилой

На глазах у сотен людей рождается садовая фигура.

резьба бензопилой на глазах у сотен людей

Предложение от Дереворез: проводим шоу  на массовых мероприятиях и праздниках.

Подробней


Поездка во Владивосток в составе команды  Oleo-Mac

Резьба бензопилой. Владивосток

Показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на  соревнованиях вальщиков леса «Лучший лесоруб Дальнего Востока»

Подробнее


Командировка в Прагу

Жук из дерева одной бензопилой

Резьба бензопилой  в Чехии

Подробнее

 

ОбЪявление

Требуется квалифицированный столяр  г.Раменское. Оплата сдельная.

Приглашаем резчиков по дереву для выполнения объёмной резьбы (деревянной скульптуры  1м и выше).

Куплю тополь кругляк. Диаметр от 30-70см.

Для связи см. контакты