Портрет, монументальная и декоративная скульптура - Cтраница 2
Скульпторы - С. Коненков
Оглавление
Портрет, монументальная и декоративная скульптура
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

Таким вот ощущением кровной близости к своим героям проник­нуты многие работы, принадлежащие к новой серии деревянных скульптур мастера и посвященные людям смоленских сел. Не в том, разумеется, дело, что художник избирал в качестве натуры своих близких или дальних родственников — таких, как повстречавшийся ему «солнечный паренек» (он послужил прообразом скульптуры «Леня», 1948). Тут родство надо понимать более широко. Герои этой серии — плоть от плоти русского крестьянства, дети, внуки и правнуки тех, кто издавна населял отчие края. Они предстали перед ста­рым мастером как олицетворение настоящего и будущего.

Например, «Колхозница» (1954), вырубленная в дереве по впечат­лениям после одной из очередных поездок по Смоленщине.

В этой работе такой же песенный склад и глубокая национальная характерность, какие были свойственны «лесной серии» десятых го­дов. Да и в самом почерке резца легко узнается рука автора «старич-ков-кленовичков», «лесовиков», «слепых» и «нищих».

Но композиция не окутана пеленой таинственной фантастики, нет в ней ни сказочного переноса понятий, ни затаенного, горького вздо­ха. Это быль наших дней, а не преданья старины глубокой. Правда, самым неожиданным образом изображенная женщина напоминает «Баха» 1910 года. Здесь такое же упоение счастьем бытия, откровен­но чувственное его переживание. И даже внутренняя музыка тут ясно ощутима — только, конечно, не величаво-органная, а вольная и озорная деревенская песня.

Эта женщина — из тех, у кого работа кипит в руках, кто способен одарить щедрой отзывчивостью сердца, богатствами веселой и доб­рой души.

Тем и хороша для нее жизнь, что дала ей возможность полно и свободно раскрыть силу и привлекательность широкого, темперамент­ного характера, так великолепно выраженного пластически в разлете могучего корневища, из которого родилась скульптура.

В коненковском творчестве границы жанров были условны и зыб­ки; они легко переходят один в другой, их различие в известной мере формально. Нет, например, четкой грани между натурными работами мастера и его «воображаемыми» портретами.

С первыми связываются глубокие размышления о судьбах совре­менности, о живой перекличке разных эпох человеческой истории, о нравственных и многих иных проблемах.

Коненковские портреты «по представлению» всегда обладают внутренним сходством со своими прообразами. Вероятно, поэтому они воспринимаются именно как портреты, а не просто свободные фантазии на тему.

Кроме того, эти портреты всегда содержат живой урок для совре­менности.

Я имею в виду, конечно, не легковесные модернизации, не безза­ботное проецирование великих теней прошлого на экран сегодняш­него дня. Художника никогда не увлекало что-либо в этом роде. Ов уважает историческую объективность и строго ее придерживается.

Но скульптор обращается к таким персонажам истории, чей жиз­ненный опыт многое может сказать людям наших дней, отвечая на самые жгучие их заботы и духовные поиски.

Многие коненковские портреты «по представлению» — это запе­чатленные резцом повести о драматических переживаниях человека-творца, о страданиях и радостях людей с высокими духовными по­буждениями.

Таков мраморный «М. П. Мусоргский» 1953 года.

Склонив могучую, поистине «буйную» голову, композитор заду­мался напряженно и тяжко. В его размышлениях есть и невысказан­ная горечь и мучительная угнетенность внутреннего духовного мира. Но этот богатырь не сломлен. Его силы огромны, чувство жизни мо­гущественно и полнокровно.

Тема противоборства, острого столкновения высоких страстей, столь близкая музыке Мусоргского, получает великолепное пласти­ческое выражение в портрете. Мускулистый и энергичный ргрм ком­позиции основан на резко контрастных переходах. Рядом с бурным потоком волос — спокойная гладь лица. Голова композитора опущена п в то же время все основные линии портретного силуэта устремлены вверх. Это наделяет пластику бюста энергичной «мускулатурой». В нем звучат отголоски богатырской тематики творчества Конен­кова, так же как и в портрете Шаляпина, который художник годом раньше переводил в мрамор.

Цепь ассоциаций естественно подвела художника от образа вели­кого певца к образу композитора, произведения которого (и прежде всего «Бориса Годунова») Шаляпин исполнял на протяжении всей своей артистической карьеры.

В некоторых из портретов «по представлению» Коненков воссоз­дает столь близкое и понятное ему состояние яростной, почти фана­тической страсти к творчеству. Таковы два варианта портрета В. И. Сурикова (1946 и 1956). Таков В. В. Маяковский в колоссаль­ной деревянной фигуре 1956 года.

Но чаще всего портреты этого типа внешне сдержанны. В бюсте А. И. Герцена (дерево, 1951) лишь нервное движение тонких рук выдает внутреннее волнение, но и оно подчинено сильной воле бор­ца, властной энергии мысли. Сдвинув острые брови, он зорко и при­стально вглядывается в окружающий мир. Это живое воплощение логики, строгой и беспощадной.

Как и «Герцен», предельно лаконичен по своей пластической форме мраморный «Чарльз Дарвин» (1954). Несколькими резкими, островыразительными штрихами сжато, контурно обрисован харак­тер великого ученого. Мудрость, раздвигающая границы познания, требует самоотречения, даже самопожертвования. Так «читается» портрет этого сурового старца, положившего руку на череп. Класси­чески традиционный мотив «memento mori», символом которого обыч­но был череп, приобретает здесь неожиданный смысл. Ничего не уми­рает; через века и тысячелетия доходит эхо былой жизни. Любопытно, что между лицом коненковского Дарвина и черепом есть какие-то черты сходства. В этой сложной и драматической игре — сходства и различия — богатое духовное содержание.



 

Домик для колодца

Домик для колодца с резными фигурами

Мы используем  скульптуру для оформления колодезных домиков.

Подробней...

Скульптура бензопилой

Новая услуга на derevorez.ru -

 

скульптура бензопилой

скульптура бензопилой

Подробней

Садовая мебель

Садовая мебель. Резное кресло медведь

Мы используем фигуры животных для изготовления садовой мебели.

Подробнее

Авторская скульптура

Авторская скульптура

Изображение в дереве известного футболиста и тренера Владимира Муханова. Авторсая скульптура..

далее

Резьба бензопилой

На глазах у сотен людей рождается садовая фигура.

резьба бензопилой на глазах у сотен людей

Предложение от Дереворез: проводим шоу  на массовых мероприятиях и праздниках.

Подробней


Поездка во Владивосток в составе команды  Oleo-Mac

Резьба бензопилой. Владивосток

Показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на  соревнованиях вальщиков леса «Лучший лесоруб Дальнего Востока»

Подробнее


Командировка в Прагу

Жук из дерева одной бензопилой

Резьба бензопилой  в Чехии

Подробнее

 

ОбЪявление

Требуется квалифицированный столяр  г.Раменское. Оплата сдельная.

Приглашаем резчиков по дереву для выполнения объёмной резьбы (деревянной скульптуры  1м и выше).

Куплю тополь кругляк. Диаметр от 30-70см.

Для связи см. контакты