Резьба
Скульптура - Виды скульптуры

При изучении старой русской резьбы по де­реву легко усмотреть, как в отдельных случаях ее мастера непосредственно переходили от пло­ского рельефа к более объемным формам, прев­ращавшимся затем в так называемую круглую скульптуру. Этот путь раньше всего сказался в детской игрушке. Как бы ни были примитивны ее фигурки, все же в них в той или иной сте­пени видно стремление передать объемность форм, живость поз и жестов, красоту линий. Естественно, что эти свойства выступают более отчетливо и более полно при обобщенности форм, когда художник сосредоточивает свое внимание на основном замысле, а не на деталях бытового порядка.

 

Изготовление деревянных резных игрушек встречалось раньше повсеместно. В отдельных центрах, как, например, в прежнем Сергиевском пасаде (ныне Загорске) или недалеко располо­женном селе Богородском, изготовление игрушки

превратилось в развитой промысел. Особенно прославились произ­ведения села Богородского, выполняемые обычно в простом неокра­шенном дереве. Уже в начале нашего столетия здесь стали изготовляться отдельные фигурки людей и животных, которые были не столько игрушками, сколько небольшими декоративными скульптурами. Посте­пенно это направление начало преобладать.

Как в игрушках, так и в статуэтках ясно виден первоначальный призматический (трехгранный) кусок дерева. Мастер, работая ножом, придает ему обобщенную форму либо фигуры человека, либо живот­ного. Крупные порезки хорошо лепят форму, передают характерные черты и жесты. Вместе с тем эти порезки с большой полнотой говорят о свойствах дерева как пластического материала. По скульптуре «Со­кольник», выполненной И. К. Стуловым, видно, что это декоративное произведение восходит к конным игрушкам старого Богородского. Однако как скульптура малых форм он значительно декоративнее своего прототипа: его силуэт обострен, заметно возросла роль про­светов между отдельными частями фигуры, внимательно проработаны общая пластика форм и ритм линий.

В «Козле» М. Ф. Баринова  эти же высокие художест­венные качества небольшой декоративной скульптуры усилены выра­зительным строем крупных порезок, хорошо передающих податли­вость дерева при резьбе.

Помимо художников, так или иначе связанных с Богородском, в дереве работают и другие скульпторы. Д. Н. Шушкановым выполнена группа небольших фигурок — кабана, антилопы, Художест­венным достоинством его произведений следует считать великолепно показанную пластику деревянных форм, с которой согласуются ха­рактерные особенности животных. Вместе с тем художник не забы­вает о декоративности своих произведений, что особенно ясно видно в силуэтах животных. Следует отметить, что здесь мы не найдем ка­кой-либо утрировки поз и движения — все естественно и закономерно.

По-иному подошли к дереву (самшиту) художники Хотькова А. В. Барашков и Ю. С. Чурилов. Они придали миниатюр­ным фигуркам тех же животных подчеркнутую декоративность. Пос­ледняя сказывается в тщательной проработке отдельных форм обще­го композиционного построения, наделенных определенной, несколь­ко нарочитой угловатостью, а также в системе декоративных поре­зок, как бы противопоставленных общей форме фигурок.

Все эти приемы свидетельствуют о широких возможностях дере­ва как, хорошего скульптурного материала, в котором скульпторы мо­гут осуществить много  высокохудожественных декоративных произ­ведений. Из того же самшита на черноморском курорте Сочи местные художники изготовляют небольшие токарные изделия. И тут дерево способно показать свои незаурядные пластические качества. В туа­летных чашечках-лоточках, небольших декоративных вазочках, бусах и т. д. сразу же угадываются свойства материала. Это видно по несколько «припухлой» верхней части горла каждой вазы или туалет­ного лотка, в мягком по рисунку профиле поясков, тяг и «цоколей» изделий. Можно  сделать эти детали более тонкими и острыми по форме,  но  это  нежелательно,  потому что даже  легкий  случайный удар может привести к выщерблинам и непоправимым повреждениям. Токарные формы особенно хорошо передают пластику форм, богат­ство лепки светотенью как крупных, так и даже весьма мелких дета­лей. Поэтому работа над рисунком формы, над плавными, не режущими глаз линиями, над ритмическим сопоставлением отдельных деталей должна стоять здесь, как говорится, во главе угла. Старые русские деревянные токарные изделия представляют собой незаурядный материал, где художник может почерпнуть для себя ни один урок как  в области композиционного построения вещи и ее детали, так и в трактовке форм  дерева.

 

Инстаграм

Дереворез в Instagram

Подпишись и будь всегда в курсе происходящего в ТМ Дереворез.

Домик для колодца

Домик для колодца с резными фигурами

Мы используем  скульптуру для оформления колодезных домиков.

Подробней...

Скульптура бензопилой

Новая услуга на derevorez.ru -

 

скульптура бензопилой

скульптура бензопилой

Подробней

Садовая мебель

Садовая мебель. Резное кресло медведь

Мы используем фигуры животных для изготовления садовой мебели.

Подробнее

Авторская скульптура

Авторская скульптура

Изображение в дереве известного футболиста и тренера Владимира Муханова. Авторсая скульптура..

далее

Резьба бензопилой

На глазах у сотен людей рождается садовая фигура.

резьба бензопилой на глазах у сотен людей

Предложение от Дереворез: проводим шоу  на массовых мероприятиях и праздниках.

Подробней


Поездка во Владивосток в составе команды  Oleo-Mac

Резьба бензопилой. Владивосток

Показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на  соревнованиях вальщиков леса «Лучший лесоруб Дальнего Востока»

Подробнее


Командировка в Прагу

Жук из дерева одной бензопилой

Резьба бензопилой  в Чехии

Подробнее

Случайное фото


Садовая мебель-6
Садовая мебель-6
Заяц-1
Заяц-1

Похожие статьи

 

ОбЪявление

Требуется квалифицированный столяр  г.Раменское. Оплата сдельная.

Приглашаем резчиков по дереву для выполнения объёмной резьбы (деревянной скульптуры  1м и выше).

Куплю тополь кругляк. Диаметр от 30-70см.

Тел. 8 915 230 00 54 Михаил.